Зачем нужен психолог в детском саду?

ЗАЧЕМ НУЖЕН ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ?

 

Как правило, в детских садах работают специалисты, профессия которых, согласно полученному образованию, называется «педагог-психолог» либо «психолог». Их основная задача — сделать жизнь ребёнка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей её развития. Педагог-психолог должен помочь воспитателю и родителям ребёнка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.

Этот специалист обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы. Для того, чтобы решать все эти задачи, педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям.

Первое — это консультации. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые — психолог проводит в течение года по темам (в форме статей, встреч и т.д.), которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.

Консультации «по запросу» — это любые проблемы, которые волнуют близких ребёнка. И это необязательно вопросы, связанные с развитием ребёнка или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Одним словом, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно отразится на ребёнке, на его отношении к воспитателю и посещению сада.

Второе направление — это диагностика. В течение всего учебного года психолог совместно со другими педагогами проводит психолого-педагогическую диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад. На основании этих данных проводится анализ работы педагогического коллектива. Если результаты показывают, что ребёнок «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист направляет родителей с ребёнком либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу и т.д.. Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развелись родители — то, как перенес или переносит это чадо, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, — это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание. А если все было в норме, но в первом классе у него вдруг возникнут проблемы, то на основании диагностической карты с подписью психолога учитель должен найти к ребенку подход и решить проблемы ребёнка.

Чем еще занимается в саду педагог-психолог?  Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно немного подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия. Предварительно он обязательно ставит в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий.

Развивающие занятия — все это тоже в ведении специалиста, работающего в детском саду. Каждый новый учебный год педагог-психолог выбирает для себя направление, на которое он в течение года будет делать основной акцент. Исходя из выбранной темы, психолог планирует развивающие занятия, на которых будет учить малышей общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор. «Отработав» это направление, психолог может взять новое, а может продолжать исследования по данной теме в дальнейшем. Так, некоторые педагоги-психологи, совершенствуясь в каком-либо направлении, достигают в нем такого мастерства, что коллеги из других садов рекомендуют их своим родителям для решения определенных проблем.

Консультации, диагностика, а также коррекционные занятия с вашим ребёнком могут быть проведены индивидуально, по Вашему запросу (это бесплатно!), поэтому, если есть такая надобность – обращайтесь.

А теперь хотелось бы сказать о наиболее распространенных «мифах» о психологах в детском саду. Большинство родителей полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь имеют психические отелониния, «психи» и тд. На этом основании некоторые родители вообще стараются избегать общения с психологом в саду. А уж если ребёнок попадает на коррекционные занятия, то родители — сторонники этого взгляда — порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркиваем, что психолог в саду, да и вообще в любом другом месте, работает со здоровыми детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями, помогая решить какие либо личностные проблемы. В то время как с патологией и отклонениями от психической нормы работает психиатр.

Другое, не менее распространенное и тоже ошибочное мнение: психолог, психоневролог, психиатор, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог — это все одно и то же. То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этой точки зрения родители требуют от психолога невозможного. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Он может продиагностировать ребёнка, заметив нарушения и т.д., предположить диагноз, дать рекомендации и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, необходим.

Надеемся, уважаемые родители, что советы педагога-психолога помогут Вам в нелегком деле воспитания и развития собственных детей. Но если у Вас возникнут какие-либо вопросы по развитию и воспитанию вашего ребёнка – обращайтесь, будем решать их вместе.