Способы организации деятельности воспитанников

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская), дидактическая игра.

Игровая ситуация — форма работы, направленная на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно.

Чтение — основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы разных образовательных областей.

Мастерская — форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность.

Ситуации: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по интересам детей, ситуационные задачи и др.

Коллекционирование — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка.

Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном плане (в уме). Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента — отношения ребёнка со своим социальным окружением.

Проект — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.

Беседы, загадки, рассказывание, разговор.

Викторины и конкурсы — своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей.

Слушание музыки, исполнение и творчество.

Методы реализации образовательной программы

Методы — упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.

Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:

  • методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. );
  • методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
  • методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
  • информационно-рецептивный метод — предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
  • репродуктивный метод — создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
  • метод проблемного изложения — постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
  • эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
  • исследовательский метод — составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).

Все формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность — интегративный метода проектов).

 

Средства реализации образовательной программы — это совокупность материальных и идеальных объектов:

  • демонстрационные и раздаточные;
  • визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
  • естественные и искусственные;
  • реальные и виртуальные;

Средства, направленные на развитие деятельности детей:

  • двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
  • игровой (игры, игрушки);
  • коммуникативной (дидактический материал);
  • чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
  • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты,  карты, модели, картины и др.);
  • трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
  • продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
  • музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).