Влияние жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей на развитие ребёнка

Жестокое обращение в любой форме его проявления влияет на все аспекты развития ребёнка. Жестокое обращение накладывает отпечаток на физическое и умственное здоровье, на психику и взаимоотношения в обществе.

Наиболее распространенные формы насилия в семье, имеющие для ребёнка глубокие психологические последствия: физическое насилие, психическое (эмоциональное, моральное) насилие, сексуальное насилие.

К основным направлениям работы воспитателя по соблюдению прав ребёнка на защиты от всех форм насилия относятся следующие:

  1. Своевременное выявление нарушения прав несовершеннолетних и принятие мер по защите детей от жестокого обращения.
  2. Профилактика жестокого обращения с детьми (трансляция родителям положительного образа ребёнка, работа по предотвращению нарушения прав человека).

Чаще всего дети, которые подвергаются жестоком обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями, скрывают телесные повреждение, полученные от наказаний. Они, как правило, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе, иногда агрессивны.

Однако, для того, чтобы по определенным внешним признакам предположить, что в отношении ребёнка совершается насилие, необходимо помнить, что об этом может свидетельствовать только наличие нескольких из нижеперечисленных признаков:

  • ребёнок плохо развивается, его психическое развитие не соответствует возрасту.
  • ребёнок неухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведёт.
  • ребёнок демонстрирует изменчивое поведение – оно постоянно переходит от спокойного к внезапному возбуждению и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов в ребёнка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
  • у ребёнка могут быть проблемы с обучением в вязи с плохой концентрацией внимания, общей собранностью, усталостью, недостатком во сне.
  • ребёнок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.
  • Ребёнок отказывается раздеваться, стремиться скрыть синяки, царапины, раны.
  • Для ребёнка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание, головную боль, боли в животе.
  • Ребёнок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу (другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам).
  • Ребёнок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.
  • Ребёнок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).
  • Ребёнок чрезмерно стремится к одобрению, ласке, любых взрослых, уходит от конфликтов, споров с другими детьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всём и обо всех.
  • Ребёнок демонстрирует не соответствующее его возрасту, «взрослое» поведение, рационален.
  • Ребёнок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми.
  • У ребёнка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том, ли оном сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребёнком, в том числе и сексуальном. Педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребёнка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки.

Если не получается решать проблемы самостоятельно, вы должны обратится за помощью к специалистам (педагогу-психологу, педагогу-социальному, медицинскому работнику, руководителю ДУ).