Воспитание без насилия

 

Всегда хочется думать и верить, что в своей семье мы, как в надежном убежище, сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

Ребенок — Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви доста­ется нашим самым любимым людям.

Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от фи­зического насилия и психического давления со стороны взрос­лого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, кри­ку, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в ус­ловиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого чело­века. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораз­до больше способствует гармоничному росту и всесторонне­му развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раз­дражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ниче­му его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Наказывая своего ребенка физически, родители наивно пола­гают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

  •  страх;
  • возмущение, протест;
  • обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;
  • разрушение «нравственных тормозов»;
  • стремление к обману, изворотливость;
  • потерю способности к здравому рассуждению;
  • ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно»  и «нельзя»;
  • агрессивное поведение;
  • снижение самооценки;
  • ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает за­держку их психического и социального развития. Важно не допус­тить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ре­бенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что» и перестанет различать, где хоро­шие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сде­лать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно приме­нить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следу­ющие рекомендации:

  1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услы­шать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию, он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
  2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
  3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
  4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
  5. Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
  6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
  7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
  8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
  9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?

Желаем успехов в трудном деле воспитания детей! Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!

СТАТЬИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О НАКАЗАНИИ ЗА НАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

[16, с. 123-136, с.210].

 Статья 145Доведение до самоубийства

Доведение до самоубийства или до покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства  нака­зывается исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 3-х лет, или лишением свободы на тот же срок.

То же действие, совершенное в отношении лица, находившегося в материаль­ной или иной зависимости от виновного,  наказывается ограничением свободы на срок до 5-ти лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения

Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, совершен-

ное в от­ношении лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии, наказывается ли­шением свободы на срок от 5-и до 10-ти лет.

Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения

Умышленное причинение легкого телесного повреждения наказывается обще­ственными работами или штрафом, или исправительными работами на срок до 1-го года, или арестом на срок до 3-х месяцев.

Статья 154. Истязание (причинение физических или психических страданий, применение угроз, оскорблений, лишение пищи, запирание в помещение, порка)

Истязание, совершенное в отношении несовершеннолетнего, наказыва -ется ограничением свободы на срок от 1-го года до 3-х лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.

Статья 165. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопас­ности жизни и здоровья детей

Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которое такие обязанности возложены по служ­бе, либо по специальному поручению,  наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 3-х лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего, либо

причи­нение тяжкого телесного повреждения, наказывается ограниче-

нием свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 166. Изнасилование

Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее смерть потерпевшей наказывается лишением свободы на срок от 8-ми до 15-ти лет.

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера

Понуждение к действиям сексуального характера в отношении заведомо несо­вершеннолетнего (несовершеннолетней), — наказывается

ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на срок до 5-ти лет.

Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста несовершеннолетнего в со­вершение преступления путем обещаний, обмана или иным способом — наказывается лишением свободы на срок до 5-ти лет.

Статья 173.  Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

  1. Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста

несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бро­дяжничество или попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изго­товлением материалов или предметов порнографического характера — наказывается арестом на срок до 6-ти месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя.

Использование опеки или попечительства в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечными, либо умышленное оставление их без надзора повлекшие существенное ущемление прав и законных интересов подопечных, — наказывается общественными работами или штрафом или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 331.  Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов

Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных ве­ществ совершенное в отношении  несовершеннолетнего наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 10-ти лет.